8 (916) 653-04-79

Эмоции и чувства дошкольника

Начало статьи: Неклассические заметки к психологии младшего школьника…

Об опыте переживания

Ведя разговор об эмоциях и чувствах ребенка в возрасте от шести-семи до одиннадцати лет, необходимо сделать одно очень важное предварительное замечание: эмоциональный опыт и опыт переживаний имеют свойство быть необыкновенно подвижными, но в то же время остаются необыкновенно устойчивыми. Что это значит? Это значит, что, с одной стороны, ребенок великолепно помнит весь свой предыдущий опыт, как позитивный, так и негативный; с другой стороны – готов и имеет возможность воспринимать мир с чистого листа, то есть так, как если бы раньше ничего не было. Эта поразительная особенность детского восприятия мира лежит в основе умения прощать – прощать… но не забывать.

Поэтому когда мы говорим, что все, что происходит с подростком и взрослым, имеет свои корни именно в детстве, мы имеем в виду и то, что период с семи до одиннадцати лет в этом отношении необычайно важен. Мы как раз и обращаемся к этой уникальной особенности, а также предполагаем, что ребенок до определенного возраста не только сохраняет весь свой «потенциал восстановления», но и, в известной мере, обладает способностью этот потенциал увеличивать.

Детская психика чрезвычайно пластична, к области эмоций и чувств это понятие особенно применимо. Однако эта пластичность тоже имеет свои границы. Будет неверным говорить о том, что ребенок с легкостью забывает и «выбрасывает» из памяти все плохое, что с ним произошло. Маленький человек уже обладает некой собственной индивидуальной присущей только ему особенностью удивляться и огорчаться, любить, раздражаться, радостно или печально воспринимать все происходящее вокруг него.

Дети – существа чрезвычайно чувствительные, восприимчивые к любому изменению происходящего рядом с ними, а уж тем более по отношению к ним, и именно в силу этого ребенок всегда является не просто частью, а центром всех происходящих вокруг него изменений. Почему мы так много внимания уделяем этой, казалось бы, всеобщей особенности? Дело в том, что взрослый человек обладает свойством отстраняться от происходящего при условии, что впрямую это его не затрагивает, то есть он, условно говоря, может не являться активным участником какого-либо события. Ребенок же, даже не участвуя непосредственно в происшествии, с точки зрения эмоций все равно находится в эпицентре всего, что происходит. Именно с этим связано то, что ребенок сложно и долго выходит из травматической кризисной ситуации. В его сознании и подсознании очень надолго остается эмоциональный след того, что случилось.

С другой стороны, и радость, счастливые случаи ребенок тоже помнит дольше, чем взрослый, и ярче на них реагирует, и с большей открытостью отзывается на любую возможность повторения «счастливого происшествия». На этом основано «детское чудо». Ребенку от природы свойственно больше верить в «добрых волшебников», чем в «злых», хотя при этом они не просто убеждены, а твердо знают, что без «злых волшебников» тоже не обходится. Развивая эту мысль, важно подчеркнуть еще одно принципиальное отличие ребенка от взрослого: дети не просто убеждены, а они неким внутренним знанием совершенно уверены в том, что добрый волшебник все равно окажется сильнее, могущественнее, чем злой, в том, что финал будет хорошим. Однако, к большому сожалению, приходится констатировать и тот факт, что современные дети все меньше верят в существование добрых волшебников и уже не подозревают, а точно знают, что Дед Мороз – это переодетый папа или приглашенный дяденька, которому позвонили по телефону и для которого это не более чем работа. Само слово «сказка», которое раньше звучало как само собой разумеющееся «прилагательное» к детству, стремительно меняет свое значение, все ближе и ближе приближаясь к понятию «неправда», «выдумка». Вместе с тем уже упомянутая нами вера в чудо никуда не исчезает, а потребность в ней становится все более острой.

Вырастая, приобретая многочисленный и разнообразный травматический опыт, мы, взрослые, утрачиваем именно эту особенность. Многие из нас все равно остаются добрыми, чувствительными и чувствующими, любящими и умеющими радоваться. И даже детская вера в чудо исчезает в глубине нашей души не до конца – на этом основано творчество. И только в то, что добрый волшебник обязательно победит злого и справедливость восторжествует, мы уже не верим.

О социальных эмоциях и «стартовой площадке»

К седьмому-восьмому году жизни, наблюдая происходящее вокруг, эмоционально перерабатывая связанные с этим впечатления, ребенок формирует для себя некую платформу, с которой будет «стартовать» в развитии своего отношения к себе и окружающим. Ребенок все больше опирается в своих эмоциональных проявлениях на реакции других людей, оценивает их, сравнивает, в свою очередь неким образом реагирует на другого. Однако, переключая внимание на социализацию, часто забывают о том, что существуют и другие важнейшие составляющие, связанные с эмоциональной сферой. Как известно слово «социальный» в переводе означает общественный. Социальные эмоции — это эмоции и чувства, возникающие при удовлетворении социальных потребностей. Они включают чувства, вызванные непреднамеренным и не желаемым социальным положением, расхождение между тем, как нам хочется выглядеть, и тем, как мы действительно выглядим, а также смущение, застенчивость, социальная тревога и т.д. Именно эти последние начинают играть большую роль у детей 6- 8 лет. Социальные эмоции могут быть:

  • позитивными (или объединяющие); 
  • негативными (или разделяющие).

Позитивные чувства возникают тогда, когда дети преследуют общие цели, достижение которой приносит каждому из них определенное удовлетворение, на этом отчасти построена совместная игра. И учебная деятельность является успешной только при соблюдении этого условия.

Негативные чувства не редко возникают тогда, когда успех одного человека влечет за собой какую-то неудачу для другого. Возникает ситуация соперничества, но желание победить подменяется желанием во что бы то ни стало, доказать свою правоту и значимость. В этом не редко причина конфликтов первоклассников. Ситуация часто «подогревается» не одинаковым отношением к детям педагога, который в первом-втором классе находится статусе пусть и не самого главного, но безусловно максимально значимого «внешнего» взрослого. Именно по «образу и подобию» этого взрослого будет в дальнейшем строиться отношение ко всем остальным. Это вовсе не означает, разумеется, что оно, это отношение, будет аналогичным, оно будет являться своеобразной точкой отсчёта, при хороших взаимоотношениях у ребёнка будет формироваться желание» чтобы все остальные были не хуже», при плохом – чтобы были другими, не такими и непохожими на этот «отрицательный» образ.

Совершенно не случайна сегодняшняя тенденция подбора начальной школы под педагога, характер взаимоотношений с ним, с первым учителем, будет в принципе определять характер отношения к учёбе в целом.

К важнейшим социальным эмоциям, для старших дошкольников и младших школьников, можно отнести следующие:

  1. Смущение — чувство, возникающее в результате расхождения между тем, как человеку хочется выглядеть, и тем, как он действительно выглядит; беспокойство о внешнем виде, обусловленное повышенным вниманием к ребёнку в ситуации его реального действия. Именно с этим связано такое значение успеха или не успеха, одобрения или неодобрения действия, поступка, выполняемого задания или же просто поведения.
  2. Зависть — чувство, возникающее у ребёнка тогда, когда он не имеет того, чем обладает другой человек, и страстно желает иметь этот предмет, если речь идёт о чём-то конкретном или также страстно желает, чтобы и тот, другой этого предмета лишился. Предпосылка зависти — превосходство другого человека и осознание в связи с этим своего более низкого положения, при чём в действительности ничего подобного может не существовать. В условиях сегодняшнего дня, когда социальное и статусное разделение приобрело не просто яркий, видимый характер, а стало отличительной чертой общества, учёт этого обстоятельства при общении с ребёнком приобретает важнейшее значение. Кроме того, завидующий воспринимает любой чужой успех как своё поражение. Дети, даже будучи от природы замечательными артистами, скрывают проявления своих чувств, особенно отрицательных, не слишком умеют, да и не особенно к этому стремятся.

О чувствах и чувствительности ребенка…

Психологи и врачи, консультируя и обследуя ребенка старшего дошкольного и младшего школьного возраста, обязательно обращают внимание не только на сформированность и развитие эмоциональной сферы ребенка, но и на то, как эмоции проявляются. В связи с этим необходимо сказать несколько слов о чувствах и чувствительности ребенка. Однокоренные и близкие по звучанию слова, они, тем не менее, существенно различаются по смыслу.

Когда мы говорим о чувствах ребенка – «он чувствует», – имеем в виду его эмоциональную направленность на себя в ситуации, когда он, ребенок, является участником отношений с другими (взрослыми, сверстниками). Нынешние дети умеют чувствовать. Мы вправе говорить о том, что это качество в них предельно обострено. Когда речь идёт о чувствительности,чаще всего речь идёт о некой совокупности психофизиологических качеств, свойствах нервной системы, ранимости, впечатлительности, особенностях восприятия прежде сего образов, о восприятии эмоций и ответных эмоциональных реакциях.

Чаще всего, попадая в школу, ребенок изначально приобретает определенный уровень эмоционального напряжения, связанного с постоянной ситуацией ожидания. Сама ситуация ожидания чего бы то ни было не является какой-то уж совершенно проблемной. Однако, с учетом того, что достаточно часто продолжением, «разрешением» этого ожидания являются события не позитивные, а нередко еще и довольно сложные с точки зрения восприятия и отношения (ребенок часто просто не знает, как относится к происходящему), повышается уровень общей тревожности, ответные реакции не всегда соответствуют ситуации. В этом случае чувствительность ребенка проявляется не только в его переживании отношения другого к себе, но и в переживании отношения другого к другому. Дети ведь очень наблюдательны и, даже не участвуя в происходящей ситуации, смотря на чьи-то отношения со стороны (кто-то   с кем-то   ссорится, мирится, дружит, кто-то   кого-то обижает, ругает, хвалит…) они накапливают опыт и на основе своей чувствительности учатся чувствовать.

Автор: Илья Слободчиков

Продолжение статьи: О понятии «мораль» для ребенка 7-11 лет