8 (916) 653-04-79

О понятии «мораль» для ребенка 7-11 лет

Начало статьи: Эмоции и чувства дошкольника

О понятии «мораль», или Что такое хорошо…

Разговор о чувствовании и чувствительности будет неполным, если не обратить внимания на еще одну важную особенность. Ребенок, в силу естественности социального развития включаясь в систему норм и требований, вольно или невольно вынужден постоянно попадать в ситуацию выбора между «хорошим» и «плохим», «правильным» и «неправильным». Получая «обратную связь»,ответную реакцию на свои поступки,действия,слова ребёнок принимает эту реакцию как руководство к дальнейшим действиям, или к попытке их изменить. В этой связи строка знаменитого детского стихотворения Владимира Маяковского «Крошка-сын к отцу пришел, и спросила кроха: — Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?…» – приобретает едва ли не символическое значение.

Дело в том, что эти критерии нами, взрослыми, определяются весьма условно, и ребенок вынужден основываться на этом сугубо субъективном понимании. Именно поэтому так важно объяснять ребёнку,что же он сделал» неправильно», не так.Не забывая при этом важное правило – поступок отдельно –ребёнок отдельно. Не ребёнок плохой, а сделанный им поступок – нехорош.

С учетом того, что эти нормы и принципы не собственные, выработанные ребенком самостоятельно, а заимствованные – привитые или, чаще всего, навязанные ему семьей, а в дальнейшем кругом общения и школой, сам ребенок как таковой морали не имеет. А следовательно, справедлив будет вывод о том, что ребенок имеет полное право рассматривать любое действие, любое событие, любой поступок не с точки зрения хорошо оно или плохо, и даже правильно или неправильно, а исключительно с точки зрения интереса к этому действию, событию и поступку.

То есть, в конечном итоге, именно ребенок как нельзя более правильно оценивает свое и наше поведение. Он смотрит на нас, взрослых, и сравнивает наши поступки и действия со своими, и пытается понять логику этих поступков, а не просто копировать поведение по образцу. В момент, когда он эту логику не понимает, когда он не понимает смысл действия (за что меня наказали? ругают? — чаще всего именно с негативными переживаниями связывается этот вопрос). Поэтому стоит ли удивляться, что многие поступки и действия наших детей, которые нам кажутся- с точки зрения наших привычных моральных и нравственных устоев- неверными, неправильными, с точки зрения ребенка – нормальны и естественны.

Развивая эту мысль, мы конечно можем договориться до того, что в абсолютном понимании ребенок отвечает своими действиями на прямые действия по отношению к нему (он меня стукнул, и я его в ответ стукнул – более чем привычное нашему слуху объяснение ребенка, не так ли?). На самом же деле, ребенок бессознательно, а иногда и вполне осознанно уходит от навязанных ему норм и правил. Он создает для себя свою систему моральных принципов и канонов, эти принципы и эти каноны являются прямым следствием того, что он наблюдает, а дети, как известно, наблюдательны чрезвычайно. Поэтому стоит ли удивляться, что копируя и даже пародируя отчасти наше собственное поведение, перефразируя и по- своему понимая наши слова, обращенные к нему и к окружающим, очень четко фиксируя противоречия между словами и делами, дети постепенно перестают доверять нам, взрослым, образуя некое свое внутреннее сообщество, в которое взрослому чаще всего вход запрещен. Понятие «нравственность», так же как и понятие «мораль», для абсолютного большинства детей и младших подростков являются совершенной абстракцией. Это не удивительно, поскольку даже многие взрослые в глубине своего сознания понимая о чем, идет речь, выразить словами это не могут. Великий Станиславский в одной из своих работ писал, что любое чувство, любая эмоция выражается через действие, через поступок.

У ребенка это проявляется именно так. Нравственность ребенка в следовании своей природе, в точном ответе и точной реакции на то, что он получает со стороны. В абсолютном большинстве случаев, важно заметить, осознать собственную ответную реакцию ребенок не успевает, да и не умеет еще этого делать. Именно это осознание есть настоящая основа подъема на уровень высокого сознания, действительный переход к настоящему пониманию морали и нравственности. Именно этому – осознанию своих ответных реакций, понимаю причин поступков и действий и контролю над эмоциональными проявлению – необходимо учить детей.

Автор: Илья Слободчиков