8 (916) 653-04-79

Неклассические заметки к психологии младшего школьника…

Наблюдая за детьми, играющими на детской площадке или во дворе, общаясь с ними в школе или в процессе психологической консультации, когда они с большой неохотой, подчиняясь воле родителей, приезжают в специализированный центр знакомиться с человеком со страшным названием «психолог», мы, специалисты, все больше и больше видим разницу между сегодняшним днем и днем вчерашним. Про позавчерашний – восьмидесятые годы – не приходится даже и говорить. Складывается впечатление, что современный дошкольник, а уж тем более подросток, – это совершенно новый тип человека. Конечно, с одной стороны, все те же психологические и психические особенности, принципы поведения, сложности взаимоотношений с родителями и сверстниками. Так же много вопросов, которые они задают нам, а мы – себе. Только вот вопросы эти уже другие.

Нынешние дошкольники, особенно дошкольники старшие, играя в те же игры, что и их сверстники лет десять назад и ранее, наполняют эти игры совершенно другим содержанием. Рядом с Бэтменами появляются бизнесмены и бизнеследи, в детский обиход входит странное слово «бутик», которое и не все взрослые-то понимают. И вообще, детский язык все больше и больше перестает быть действительно детским. Почему это происходит? К чему это ведет? Что лежит в основе всех этих изменений? На эти вопросы ответы нужно искать, сейчас, потому что завтрашний день принесет новые вопросы, а ответы на заданные могут так и не прозвучать.

Так в чем же их непохожесть? Совсем недавно один новоиспеченный первоклассник рассуждал на тему дружбы. Семилетний малыш совершенно серьезно и, уверяем вас, абсолютно сознательно выстраивал четкую последовательность шагов, что именно надо сделать, чтобы девочка дружила именно с тобой, с Сережей, а не с Алешей, Ваней, Петей и т.д. Самое большое место в развитии этих отношений он отводил себе, считая, что именно от него зависит, будут с ним дружить или нет. Общаясь с педагогами, работающими в первых-четвертых классах, с некоторым удивлением для себя выясняешь, что, оказывается, эта ситуация вполне привычна и уже даже обыденна. Готовясь поздравлять девочек с 8-м марта, мальчишки четвертого класса делали музыкальный номер, беря за основу музыку, которую слушают их старшие братья и сестры. И они с «полным пониманием» рассуждают об этой музыке. Свидетельствует ли это о раннем взрослении? Думаю, вряд ли. Но вот о том, что сегодняшние дети воспринимают жизнь совершенно по-другому, нежели раньше, являясь в полной мере ее участниками, – несомненно.

Штрихи к портрету современного младшего школьника

Современный младший школьник, взрослеет буквально на глазах. Он приобретает опыт общения в нашем, взрослом, понимании этого слова раньше, чем созревают соответствующие «сознательно-перерабатывающие» структуры, позволяющие ему это общение анализировать. Наши дети не стали менее добры или менее чувствительны, они просто с большей контрастностью и с меньшим количеством «вуалей» смотрят на окружающий мир, на себя, на нас. В конечном итоге формируется парадокс. Будучи психологически и даже эмоционально более готовыми к восприятию окружающей их социальной жизни, они все больше стремятся уйти от вхождения в нее, сопротивляясь, играя столько, сколько позволяет им возраст. Именно в этом одна из причин явления, которое в старшем подростковом возрасте получит название «инфантилизм».

За прошедшие с момента рождения годы ребенок успевает приобрести множество не только индивидуальных особенностей, качеств, которые к шести годам уже определяют основы его личности, структуру его характера. У него появляются собственные эмоциональные реакции и формируется эмоциональное поведение. Что в области эмоций принципиально меняется к шестому году? Ребенок становится чуть более сдержанным в своих эмоциональных проявлениях, начинает контролировать свои эмоции. Кроме того, под влиянием ограничителей и запретов, практически неизбежных в ситуации воспитания любого ребенка, у него появляется «привычка» угадывать, какая именно эмоциональная реакция необходима в том или ином случае.

Большинство детей к этому возрасту вполне сознательно готовы к определенной оценке своего поведения и могут соотносить свои действия, поступки и реакции с этой вероятной оценкой. В то же время постепенно теряется естественность проявлений, прежде всего эмоциональных (это, разумеется, не означает, что все эмоции приобретают характер «искусственных») – ребенок начинает больше прислушиваться к окружающему миру. На основе этого формируется и его отношение к окружающей действительности, а также, разумеется, и к самому себе.

О мышлении и чувствах вчерашнего дошкольника

Одной из характерных особенностей старшего дошкольного возраста является интенсивное развитие абстрактного мышления, способность к обобщениям, классификациям, осознание категории времени и пространства, поиск ответов на вопросы: «Откуда все взялось?», «Зачем люди живут?». В этом возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребенка принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения. Отношения с людьми становятся более гибкими, разносторонними, целенаправленными. Формируется система ценностей, усложняются чувства. Необходимость в успехе и признании, потребность в дружбе становятся первоочередными. Кстати, и само слово «дружба» каждым ребенком начинает пониматься по-своему.

Ни для кого не секрет, что дружба в детском саду начинается с «дележки» игрушками и конфетами, а в первом и втором классе с совместных прогулок, выполнения домашних заданий и желания сидеть вместе за одной партой. Третий и четвертый класс, продолжая эту традицию, лишь несколько усложняют ее, наполняя новыми ритуалами. Начинаясь в детском саду и при счастливом случае продолжаясь в школе (если друзья идут в одну школу и попадают в один класс), дружба современных детей, к сожалению, все больше начинает носить несколько внешний, отчасти, может быть, даже поверхностный характер. Она ограничивается совместными действиями.

Если раньше о содержании дружбы сами дети как-то    особенно не задумывались или, во всяком случае, это не декларировалось вслух, то сегодня, описывая дружбу в школьном сочинении, третьеклассник пишет: «Друг – это человек, который может меня понять». Еще одна цитата (девочка, девять лет): «Катя моя подруга не потому, что мы гуляем с ней вместе, а потому, что, когда мне плохо, например, меня кто-то    обидел, я всегда могу ей позвонить». Но наравне с этими – очень содержательными и глубокими высказываниями, – все чаще встречаются и другие: «Я не знаю, кто такой друг, друзей у меня нет» (Алексей, третий класс); «Друзья у меня были, когда я ходил в детский сад. Мы все вместе играли в группе и во дворе, и даже когда ссорились, то очень быстро мирились. А теперь у меня друзей, наверное, нет, потому что если даже мы с кем-то    из мальчишек играем, то, поссорившись, сразу помириться уже не получается» (Кирилл, четвертый класс).

Автор: Илья Слободчиков