8 (916) 653-04-79

Кризис подросткового возраста

Что до доказательства независимости, эта история может начаться значительно раньше, и вовсе никакого отношения к подростковому возрасту не иметь… В возрасте 12 плюс/минус речь идёт скорее о другом — о необходимости сформировать так называемую «референтную» группу, группу собственного выбора, тех людей, да хоть одного человека, чьё мнение будет пусть не определяющим, но в достаточной степени авторитетным. И дело здесь не в том, что родительское мнение таковым быть окончательно перестало. Отнюдь. В конце концов существует большое количество совершенно замечательных родителей и понимающих и в достаточной мере мудрых, ну или скажем так — «прогрессивных», умеющих найти общий язык со своими детьми и взаимно прислушивающихся друг к другу…но сколь бы ни было уважаемым и значимым родительское мнение или мнения — они же тоже могут не совпадать -папин и мамин варианты, необходимо мнение и суждения внешние, никак собственно с подростком не связанные. Именно такие суждения дают ему, подростку «основание» для формирования условно «объективного» взгляда на мир, с одной стороны, с другой — ощущение как ни удивительно нужности и востребованности и реализованности в социальном действии — это я выбираю, это моё независимое от вас, взрослых, родителей, мнение.

Как показывает практика, если такой референт ) не находится в среде условно сверстников — им становится внешний взрослый, при том почти случайного варианта выбора — от педагога своей же школы, до вообще «левого» внешнего человека, который произвёл эмоциональное впечатление и чем-то   зацепил… В общем про этот феномен можно говорить долго, главное факт, что называется, имеет место быть.

Теперь по поводу неизбежности кризиса — если говорить о кризисе «физиологическом» — безусловно, препубертат и пубертат — собственно половое созревание — процесс многосложный и прямо скажем, малоприятный для организма. Сочетается этот физиологический кризис с психологическим или точнее скажем с психосоциальным — а ведь именно понимают чаще всего под определением «трудный возраст», далеко не всегда, не в ста процентах случаях, однако что называется статистика впечатляет — восемь из десяти подростков в  «сложный» период попадают. Причина этому не только какие-то острые проблемы и непонимание с родителями и педагогами, но и собственные личностные особенности подростка, такую вещь как акцентуация характера, например, отменить не возможно, да и не нужно, что очевидно, сложные процессы, связанные с формированием «я-концепции», образа себя, рефлексией — размышлением о сути вещей и переосмыслением всего происходящего, многочисленные страхи-реальные и придуманные и так далее — классическая почва для четырёх-пяти (спасибо если не больше) достаточно не простых лет.

Автор: Илья Слободчиков