В течение начальной и средней школы в жизни ребенка происходит много *больших* изменений. Этот период известен как стадия конкретных операций, которая является третьей стадией в теории когнитивного развития Пиаже . Этот период охватывает время среднего детства — он начинается около 7 лет и продолжается примерно до 11 лет — и характеризуется развитием логического мышления.

Они по-прежнему, как правило, весьма конкретны, но на этом этапе развития дети становятся гораздо более логичными и сложными в своем мышлении.

Хотя это и важный этап сам по себе, он также служит переходом между более ранними стадиями развития и следующей стадией, на которой дети научатся мыслить более абстрактно и гипотетически.

Значимые события на этапе конкретных операций включают в себя глубокое понимание логики, обратимости и сохранения. Дети также становятся менее эгоцентричными на этом этапе. Дети в этом возрасте становятся более логичными в отношении конкретных и конкретных вещей, но они все еще испытывают трудности с абстрактными идеями .

Логика на конкретной операционной стадии

Пиаже определил, что дети на стадии конкретных операций довольно хорошо используют индуктивную логику (индуктивное рассуждение). Индуктивная логика подразумевает переход от конкретного опыта к общему принципу.

Примером индуктивной логики может служить наблюдение, что каждый раз, когда вы находитесь рядом с кошкой, у вас чешутся глаза, течет нос и опухает горло. Затем вы можете сделать вывод из этого опыта, что у вас аллергия на кошек.

С другой стороны, дети в этом возрасте испытывают трудности с использованием дедуктивной логики, которая подразумевает использование общего принципа для определения результата конкретного события. Например, ребенок может усвоить, что A=B и B=C, но все еще может испытывать трудности с пониманием того, что A=C.

Обратимость на этапе конкретных операций

Одним из важных достижений на этом этапе является понимание обратимости или осознание того, что действия могут быть обращены. Примером этого является способность менять порядок отношений между ментальными категориями.

Примером обратимости является то, что ребенок может распознать, что его собака — это лабрадор, что лабрадор — это собака, и что собака — это животное.

Обратимость — важный шаг на пути к более продвинутому мышлению, хотя на данном этапе она применима только к конкретным ситуациям.

Консервация на этапе эксплуатации бетона

Другим ключевым достижением на данном этапе является понимание того, что даже если что-то меняет форму или внешний вид, оно остается прежним. Эта концепция известна как консервация.

Дети на этом этапе понимают, что если разломить конфету на более мелкие кусочки, то останется столько же, сколько и целая конфета. Это контрастирует с детьми младшего возраста, которые часто считают, что если налить одинаковое количество жидкости в две чашки, то получится больше.

Например, представьте, что у вас есть два батончика шоколада абсолютно одинакового размера. Вы разламываете один батончик шоколада на две части одинакового размера, а другой батончик шоколада — на четыре части меньшего размера, но одинакового размера.

Ребенок, находящийся на стадии конкретных операций, поймет, что обе конфеты по-прежнему имеют одинаковую массу, в то время как ребенок младшего возраста будет считать, что конфета, в которой больше кусочков, больше той, в которой всего два кусочка.

Одной из ключевых характеристик конкретно-операциональной стадии является способность сосредоточиться на многих частях проблемы.

В то время как дети на дооперациональной стадии развития склонны сосредотачиваться только на одном аспекте ситуации или проблемы, дети на конкретной операционной стадии способны к тому, что известно как «децентрация». Они способны концентрироваться на многих аспектах ситуации одновременно, что играет решающую роль в понимании сохранения.

Эгоцентризм на стадии конкретных операций

Конкретная операциональная стадия также характеризуется снижением эгоцентризма . В то время как дети на предыдущей стадии развития (дооперациональная стадия) испытывают трудности с принятием точки зрения других, дети на конкретной стадии способны думать о вещах так, как их видят другие.

Например, в задании Пиаже «Три горы» дети на стадии конкретных операций могут описать, как будет выглядеть горный пейзаж для наблюдателя, сидящего напротив них.

Другими словами, дети не только способны начать задумываться о том, как другие люди видят и воспринимают мир, они даже начинают использовать этот тип информации при принятии решений или решении проблем.

В то время как дети на ранних стадиях развития эгоцентричны, дети на стадии конкретных операций становятся более социоцентричными.

Другими словами, они способны понимать, что у других людей есть свои собственные мысли. Дети на этом этапе осознают, что у других людей есть уникальные точки зрения , но они еще не могут точно угадать, как или что переживает этот другой человек.

Советы по действиям на этапе конкретных операций

Родители и другие воспитатели могут помочь детям развить свои когнитивные навыки на этом этапе, поощряя различные виды деятельности. Вот некоторые идеи, которые могут помочь развить когнитивные навыки:

  • Играем со строительными блоками
  • Разливание жидкостей в емкости разного размера для демонстрации экономии
  • Делать что-то для других людей, чтобы помочь детям задуматься о других точках зрения
  • Чтение книг и обсуждение того, что, по мнению ребенка, может произойти дальше
  • Сравнение размеров схожих объектов и разбиение их на более мелкие части для демонстрации принципов сохранения.

Отслеживание различных когнитивных этапов может помочь вам лучше определить, идет ли рост вашего ребенка по плану, но помните, что все дети растут и развиваются с разной скоростью. Если вы обеспокоены развитием вашего ребенка на конкретной операционной стадии, поговорите с его врачом.

Вывод

Эта стадия когнитивного развития также служит важным переходом между дооперациональной и формально-операциональной стадиями. Растущая способность мысленно манипулировать информацией и думать о мыслях других будет играть решающую роль на формально-операциональной стадии развития, когда логика и абстрактное мышление становятся критически важными.