Приведённые эпиграфом строчки из самой знаменитой в мире сказки ни в каких комментариях и объяснениях, что очевидно не нуждаются… Эти слова просты, объяснения — очевидны и даже почти банальны, однако «банальность» эта уровня гениальности, и объяснение это будет понятно даже самому неразумному из наших детей — подростков. Вместе с тем, никакие словари и энциклопедии не способны лучше объяснить смысл и сущность понятия «дружба».
Стоящая перед нами, уважаемый читатель, задача, сейчас чрезвычайно проста и в то же время — сложна чрезвычайно — попытаться понять, что же такое «дружба», как понимают её подростки и почему это подростковое понимание нередко не находит одобрение и встречного понимания у нас, родителей, или
Итак, психологический словарь: «…ДРУЖБА — вид устойчивых,
Развитие дружбы предполагает следование неписаному «кодексу», утверждающему необходимость взаимопонимания, взаимную откровенность и открытость, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого, искренность и бескорыстие чувств. Серьезные нарушения «кодекса» ведут либо к прекращению дружбы, либо к поверхностным приятельским отношениям, либо даже к превращению дружбы в
противоположность-вражду .
Противопоставление дружбы, при всей ее интимности, деловым, служебным и другим отношениям — относительно. Дружба зависит от общности цели, интересов, идеалов, намерений; в ней необходимо проявляется
Очевидно, что в каждом возрасте понятие «дружба» воспринимается совершенно
В силу того, что в дружбе очень большую роль играют эмоциональные переживания, ее формирование и развитие зависит от частоты контактов, от принадлежности к одной группе, от совместной деятельности. Если детская дружба, характеризуемая эмоциональной привязанностью, основана, прежде всего, на совместной деятельности, то с возрастом формируется потребность в другом человеке как личности, основанная на развитии потребности осознать самого себя, соотнести свои переживания с переживаниями другого человека. На этой основе происходят усиленные поиски друга, и появляется возможность его идеализации.
Для ребенка главным авторитетом, источником информации и эмоциональной поддержки, как правило, бывают родители и другие взрослые. При этом воспринимает он, ребёнок, взрослых как друзей далеко не всегда. Для этого должна существовать ситуация того, что мы можем обозначить как «безусловное доверие» — понимание того, что этот человек не сделает больно, не обидит, в ряде случаев фактором такого доверия выступает и степень знакомства — ( «…я эту тётеньку давно знаю, это тётя Маша, наша соседка со второго этажа — мы с ней дружим — здороваемся, разговариваем и ещё она меня всегда конфетами угощает…» — из разговора с мальчиком 4 х лет), однако для детей и подростков этот последний фактор далеко не всегда первоочерёден и в принципе значим. Гораздо важнее понимание того, что друг -взрослый это тот, кто не будет «…обижать, смеяться надо мной, кому я могу
Вырастая, ребенок разрывает «пуповину» прежних отношений, основанных на зависимости от взрослых, переоценивает и перестраивает их, включая в новую, более сложную систему, в которой сам он претендует на самостоятельную и центральную роль. Его новая ориентация — на сверстников резко усиливается в переходном возрасте. Младшие дети еще принимают различие двух миров — детского и взрослого — и неравноправность отношения между этими мирами как нечто естественное, само собой разумеющееся.
Начиная разговор о дружбе в подростковом возрасте прежде всего необходимо отметить, что с одной стороны ориентир на некую идеальность общения, детскую модель — не обидит, выслушает, не будет смеяться -сохраняется, но само содержание понятий «доверие», «привязанность» и др -существенно меняется и усложняется многократно, что, к слову заметим, и для самих подростков представляет немалую сложность — противоречие в понимании и осознании
Итак, с одной стороны — подросток уже не хочет считать себя ребенком, он все больше ориентируется на взрослые нормы и критерии. Вместе с тем, дабы обеспечить себе автономию от старших, он всячески подчеркивает свои
Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, подросток открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки, ощущение собственного тела. Но вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества, ощущение внутренней пустоты, которую
«Теперь нет желания появляться во дворе, где всегда шум и гам, хочется помечтать или подумать о
В одном из авторских исследований юношеской дружбы испытуемые дописывали несколько неоконченных предложений типа «Друг — это тот, кто…». Содержание ответов было разным, но форма в подавляющем большинстве случаев была эгоцентрической- испытуемые делали акцент на том, что друг делает или должен сделать для них ( «кто меня любит», «на кого можно во всем положиться»
Содержание и уровень взаимного самораскрытия во многом зависят от ситуации общения. Теплая, уютная комната благоприятствует интимности, тогда как формальная, холодная обстановка ее парализует. Положительную роль играет наличие прямого визуального контакта (взгляд в глаза) и телесной близости (прикосновение) с собеседником, внешняя его привлекательность, внимание с его стороны и его социальный статус. Младшие легче и охотнее исповедуются старшим, дружественное внимание которых представляется лестным, а признание собственной слабости перед старшим меньше бьет по самолюбию.
Итак, у подростка возникает острое ощущение, что ему открывается очень много нового в жизни, во взаимоотношениях людей, в самом себе. И поэтому если, с одной стороны, может возникнуть замкнутость, желание одиночества, то, с другой стороны, рождается жажда общения, желание быть понятым, быть откровенным с человеком, которому можно было бы открыть самого себя. Отсюда стремление к дружбе, желание иметь друга.
Завершая первый, в
Автор: Илья Слободчиков