Вы когда-нибудь замечали, что подражаете действиям другого человека, не задумываясь об этом? Это отличный пример того, что психологи называют наблюдательным обучением, то есть обучением новым навыкам, поведению и отношениям, просто наблюдая за кем-то другим. Наблюдательное обучение определяется как процесс обучения путем наблюдения за другими, сохранения информации, а затем последующего воспроизведения наблюдаемого поведения.

Несколько теорий обучения, такие как классическое обусловливание и оперантное обусловливание , подчеркивают, как прямой опыт, подкрепление или наказание могут привести к обучению. Однако большая часть обучения происходит косвенно.

Например, подумайте о том, как ребенок может наблюдать, как взрослые машут друг другу, а затем имитировать эти действия позже. Огромное количество обучения происходит через этот процесс. В психологии это называется наблюдательным обучением.

 

Краткий обзор наблюдательного обучения

Наблюдательное обучение иногда называют формированием, моделированием и косвенным подкреплением. Хотя оно может происходить в любой момент жизни, оно, как правило, наиболее распространено в детстве. Оно также играет важную роль в процессе социализации.

Дети учатся вести себя и реагировать на других, наблюдая за тем, как их родители и/или опекуны взаимодействуют с другими. Конечно, мы не просто подражаем каждому поведению, которое видим. Такие факторы, как то, насколько мы соотносимся с моделью, и наша уверенность в своих способностях, также могут определять, подражаем ли мы этим действиям.

Понимание того, как работает этот процесс, может помочь нам лучше распознавать, когда обучение посредством наблюдения наиболее полезно (например, когда мы осваиваем новый навык), а когда оно может быть вредным (например, когда на нас влияет негативное поведение, которое мы видим в социальных сетях).

Более пристальный взгляд на историю наблюдательного обучения

Исследователи не всегда уделяли много внимания тому, как мы учимся, наблюдая за другими. В прошлом некоторые школы мысли подчеркивали бессознательные силы , ассоциации с окружающей средой или награды и наказания. Психолог Альберт Бандура — исследователь, которого чаще всего ассоциируют с обучением через наблюдение. Он и другие продемонстрировали, что мы естественным образом участвуем в наблюдательном обучении, взаимодействуя с семьей, друзьями, сверстниками и другими.

Исследования показывают, что имитация с социальным пониманием обычно начинается примерно в возрасте 2 лет, но может варьироваться в зависимости от конкретного ребенка.

В прошлом исследования утверждали, что новорожденные способны к подражанию, но это, скорее всего, неправда, поскольку новорожденные часто реагируют на раздражители таким образом, который может показаться подражанием, но на самом деле таковым не является.

Исследователи обнаружили, что способность младенцев к подражанию развивается в результате подражания. Исследователи обнаружили, что чувствительные воспитатели, которые копируют то, что делают их дети (например, подражают их звукам и действиям), помогают детям развивать собственную способность к подражанию.

Основные принципы теории социального обучения

Если вы когда-либо корчили рожицы малышу и наблюдали, как он пытается подражать вашим движениям, то вы, возможно, были свидетелем того, насколько влиятельной силой может быть обучение через наблюдение. Теория социального обучения Бандуры подчеркивает силу обучения через наблюдение.

Эксперимент с куклой Бобо

Эксперимент Бандуры с куклой Бобо — один из самых известных примеров наблюдательного обучения. В эксперименте с куклой Бобо Бандура продемонстрировал, что маленькие дети могут имитировать агрессивные действия взрослой модели. Дети смотрели фильм, в котором взрослый неоднократно бил большую надувную куклу-шар, а затем имели возможность поиграть с той же куклой позже.

Дети с большей вероятностью подражали жестоким действиям взрослого, когда взрослый не получал никаких последствий или когда его поощряли. Дети, которые видели, как взрослого наказывали за агрессивное поведение, с меньшей вероятностью подражали им.

Читайте также: Как использовать психологию для улучшения стратегий решения проблем

Примеры из реальной жизни наблюдательного обучения

Ниже приведены примеры, демонстрирующие наличие наблюдательного обучения.

  • Ребенок наблюдает, как родитель складывает белье. Затем он берет какую-нибудь одежду и имитирует складывание.
  • Молодая пара идет на свидание в азиатский ресторан. Они наблюдают за другими посетителями ресторана, которые едят палочками, и копируют их действия, чтобы научиться пользоваться этими приборами.
  • Ребенок наблюдает, как его одноклассник попадает в неприятности из-за того, что ударил другого ребенка. Наблюдая за этим взаимодействием, они учатся, что не следует бить других.
  • Группа детей играет в прятки. Один ребенок присоединяется к группе и не знает, что делать. Понаблюдав за игрой других детей, они быстро усваивают основные правила и присоединяются.

Стадии наблюдательного обучения

Для осмысленного обучения необходимы четыре стадии наблюдательного обучения. Помните, что это отличается от простого копирования чужого поведения. Вместо этого наблюдательное обучение может включать социальный и/или мотивационный компонент, который влияет на то, будет ли наблюдатель заниматься определенным поведением или избегать его.

Внимание

Чтобы наблюдатель мог учиться, он должен быть в правильном состоянии ума . Это означает иметь энергию для обучения, оставаться сосредоточенным на том, чем занимается модель, и иметь возможность наблюдать за моделью достаточно долго, чтобы понять, что она делает.

То, как воспринимается модель, может влиять на уровень внимания наблюдателя. Модели, которые, как видно, вознаграждаются за свое поведение, привлекательные модели и модели, которые рассматриваются как похожие на наблюдателя, как правило, привлекают больше внимания наблюдателя.

Удержание

Если наблюдатель смог сосредоточиться на поведении модели, следующим шагом будет способность вспомнить, что было увидено. Если наблюдатель не может вспомнить поведение модели, ему, возможно, придется снова вернуться к первому этапу.

Репродукция

Если наблюдатель способен сосредоточиться и удерживать информацию, следующим этапом в научении через наблюдение становится попытка ее повторения. Важно отметить, что у каждого человека будет своя уникальная способность, когда дело дойдет до имитации определенного поведения, а это означает, что даже при идеальной концентрации и запоминании некоторые виды поведения нелегко скопировать.

Мотивация

Для того, чтобы наблюдатель включился в это новое поведение, ему понадобится некая мотивация . Даже если наблюдатель способен имитировать модель, если у него нет мотивации сделать это, он, скорее всего, не будет следовать этому новому усвоенному поведению.

Люди, как правило, более мотивированы, когда видят, что модель получает вознаграждение за определенное поведение. Это особенно верно, если наблюдатель верит, что он *также* получит некоторое вознаграждение, если будет имитировать это поведение. По той же причине мотивация может снизиться, если наблюдатель знал или был свидетелем того, как модель наказывали за определенное поведение.

Рекомендуем: Как и почему в вашем мозгу формируются ложные воспоминания

Факторы, влияющие на наблюдательное обучение

Нет сомнений, что наблюдательное обучение может быть мощной силой, но это не значит, что мы подражаем всему, что видим. Согласно исследованию Бандуры, несколько факторов увеличивают вероятность того, что поведение будет имитировано.

Мы более склонны подражать:

  • Люди, которых мы воспринимаем как теплых и заботливых
  • Люди, которые получают вознаграждения за свое поведение
  • Люди, занимающие авторитетное положение в нашей жизни
  • Люди, которые похожи на нас по возрасту, полу и интересам
  • Люди, которыми мы восхищаемся или которые имеют более высокий социальный статус
  • Когда нас вознаграждали за имитацию поведения в прошлом
  • Когда нам не хватает уверенности в собственных знаниях или способностях
  • Когда ситуация запутанная, двусмысленная или незнакомая

Склонность людей подражать другим представляет большой интерес для психологов, педагогов, родителей и экспертов в области здравоохранения. В конце концов, есть определенное поведение, которое мы бы хотели увидеть у других после наблюдения!

Однако также важно помнить о поведении, которое мы не хотим видеть повторяющимся — представьте агрессивное, рискованное или деструктивное поведение. Эксперты в области общественного здравоохранения используют наше понимание того, что движет нашей склонностью подражать наблюдаемым действиям, чтобы поощрять здоровые привычки, а также отвлекать людей от нездоровых.

Плюсы и минусы наблюдательного обучения

Обучение путем наблюдения за другими может быть полезным, но есть также ситуации, когда это может быть неидеально. Хотя это здорово — осваивать новые навыки, это может быть проблематично, если навыки, которые мы осваиваем, вредят нашему росту или психическому благополучию.

Наблюдательное обучение имеет потенциал для обучения и закрепления или ослабления определенных видов поведения на основе различных факторов. Особенно распространенное в детстве, наблюдательное обучение может быть ключевой частью того, как мы осваиваем новые навыки и учимся избегать последствий.

Возможные недостатки

Однако также высказывались опасения относительно того, как этот тип обучения может привести к негативным результатам и поведению. Некоторые исследования, вдохновленные исследованиями Бандуры, были сосредоточены на эффектах, которые может иметь наблюдательное обучение для детей и подростков.

Например, предыдущие исследования выявили прямую связь между игрой в определенные жестокие видеоигры и ростом агрессии в краткосрочной перспективе. Однако более поздние исследования, которые были сосредоточены на краткосрочном и долгосрочном влиянии видеоигр на игроков, не показали прямой связи между игрой в видеоигры и агрессивным поведением.

Аналогичным образом, некоторые более ранние исследования, посвященные изучению воздействия сексуальных материалов в СМИ и сексуального поведения подростков, показали, что в целом не существует связи между просмотром откровенного контента и занятиями сексом в течение следующего года.

Однако анализ, опубликованный в журнале PLoS One в 2020 году , показал, что воздействие сексуально откровенных медиаматериалов в раннем подростковом возрасте связано с рискованным сексуальным поведением в раннем взрослом возрасте.

Некоторые исследования показывают, что когда дело доходит до наблюдательного обучения, люди не просто имитируют то, что видят — контекст также имеет значение. Это может включать в себя то, кто является моделью, кто находится рядом с наблюдателем и родительское участие. Однако некоторые исследования показывают, что раннее знакомство с тревожным материалом может усилить рискованное поведение в дальнейшем. Исследователи предполагают, что профилактические программы и повышение медиаграмотности могут помочь смягчить эти эффекты.

Читайте также: Теория экспериментального обучения Дэвида Колба

Использование для наблюдательного обучения

Итак, как мы используем то, что знаем о наблюдении, таким образом, чтобы поддерживать лучшее здоровье и благополучие в реальном мире? Существует множество вариантов использования этого типа обучения, начиная от обучения в классе и заканчивая самосовершенствованием.

Некоторые потенциальные области применения наблюдательного обучения включают в себя:

  • Изучение новых моделей поведения : Наблюдательное обучение часто используется как реальный инструмент для обучения людей новым навыкам. Это может включать наблюдение детей за тем, как их родители выполняют задание, или наблюдение студентов за тем, как учитель участвует в демонстрации.
  • Укрепление навыков : Наблюдательное обучение также является ключевым способом укрепления и укрепления поведения. Например, если исследование показывает, что другой ученик получает награду за поднятие руки в классе, он с большей вероятностью также поднимет руку в следующий раз, когда захочет задать вопрос.
  • Минимизация негативного поведения : Наблюдательное обучение также играет важную роль в снижении нежелательного или негативного поведения. Например, если вы видите, что коллега получает выговор за то, что не смог закончить задание вовремя, это означает, что вы, скорее всего, закончите свою работу быстрее.

Вывод

Наблюдательное обучение может быть мощным инструментом обучения. Когда мы думаем о концепции обучения, мы часто говорим о прямом обучении или методах, которые опираются на подкрепление и наказание . Но большая часть обучения происходит гораздо более тонко и опирается на наблюдение за людьми вокруг нас и моделирование их действий. Этот метод обучения может применяться в широком диапазоне условий, включая профессиональную подготовку, образование, консультирование и психотерапию .