Вы когда-нибудь задумывались, почему вы склонны действовать по-разному в зависимости от ситуации? Или почему ваша личность, кажется, меняется в зависимости от того, с кем вы находитесь и что вы делаете? Некоторые психологи предполагают, что это можно объяснить так называемым взаимным детерминизмом. Проще говоря, это непрерывный цикл, показывающий, как наши мысли, поведение и окружение влияют друг на друга.

Взаимный детерминизм — теория, предложенная психологом Альбертом Бандурой, предполагающая, что поведение человека находится под влиянием индивидуальных факторов и окружающей среды и само влияет на него.

Эта концепция играет центральную роль в теории социального обучения Бандуры . Также известная как триадическая взаимность , взаимный детерминизм представляет собой модель, состоящую из трех взаимосвязанных факторов, которые влияют на поведение:

  • Индивид (включая то, как он думает и чувствует)
  • Их окружение
  • Поведение само по себе

Предыдущие теории обучения, такие как теория оперантного обусловливания Б. Ф. Скиннера , утверждали, что окружающая среда всегда контролирует поведение людей. Такие теории предполагали, что люди являются лишь пассивными получателями влияний окружающей среды.

Однако, по мнению Бандуры , не только окружающая среда влияет на мышление человека, но и его последующее поведение влияет на окружающую среду. Другими словами, окружающая среда влияет на то, как человек думает и чувствует, что в свою очередь влияет на его поведение, которое влияет на окружающую среду и так далее.

Альберт Бандура, психолог и автор теории социального обучения

Люди не являются ни бессильными объектами, контролируемыми силами окружающей среды, ни полностью свободными агентами, которые могут делать все, что захотят.

— Альберт Бандура, психолог и автор теории социального обучения

Поведенческие факторы в реципрокном детерминизме

По своей сути взаимный детерминизм предполагает, что поведение человека не просто зарождается внутри нас — оно формируется нашими мыслями и окружающим миром, включая людей, с которыми мы взаимодействуем в повседневной жизни.

Например, представьте себе ребенка, который ведет себя плохо, потому что ему не нравится школа. Учитель отвечает ему руганью, заставляя его еще больше не любить школу. Это цикл, в котором мысли, поведение и окружающая среда подпитывают друг друга.

Поведение относится ко всему, что вы делаете и что может быть вознаграждено или наказано.

Факторы окружающей среды в реципрокном детерминизме

Поведение не происходит изолированно. Компонент среды относится к контексту, в котором происходит поведение.

Это больше, чем физическое окружение человека — оно также включает в себя его социальное окружение. Если говорить точнее, на него сильно влияют присутствующие (или отсутствующие) люди, а также установки , убеждения и идеи, которых придерживаются эти люди.

Таким образом, если на ребенка из предыдущего примера накричит учитель за разговоры в классе, это повлияет не только на него, но и на обстановку в классе для остальных учеников, не говоря уже об учителе.

Физическая и социальная среда человека влияет на интенсивность и частоту поведения, так же как и само поведение может оказывать влияние на окружающую среду.

Личные факторы в реципрокном детерминизме

В дополнение к этой смеси поведенческих и экологических переменных существуют личные характеристики, которые каждый из нас привносит в ситуацию. Этот индивидуальный компонент включает все характеристики, которые были вознаграждены в прошлом.

Личностные и когнитивные факторы играют важную роль в поведении человека, включая все его ожидания, убеждения и уникальные характеристики личности .

Само поведение может быть подкреплено или не подкреплено в любой момент времени или ситуации. Если предыдущий ученик знает, что его учитель с большей вероятностью вознаградит его, если он подождет до конца учебного дня, чтобы плохо себя вести, он, скорее всего, подстроит свое поведение под это.

Пример

Обратите внимание, как все факторы в этом примере с проблемным учеником влияют друг на друга: ребенку не нравится школа, он ведет себя плохо, учителя и одноклассники реагируют на плохое поведение, усиливая неприязнь ученика к школе, что затем способствует созданию враждебной среды.

Пример взаимного детерминизма

Конечно, ситуация не обязательно должна быть негативной.

Представьте себе застенчивого ученика, который обычно держится особняком ( личностный фактор) , заходит в класс в первый день учебы и обнаруживает, что другие ученики уже сидят ( фактор окружающей среды ). Застенчивый ученик пытается проскользнуть в конец класса, чтобы не стать центром внимания ( поведенческий фактор ).

Но если одноклассник, сидящий в передней части класса, шумно приветствует застенчивого ученика и приглашает его сесть рядом с собой, среда вносит *новый* подкрепляющий стимул (дружелюбный ученик), который может привести к изменению обычного распорядка дня этого ученика, а также к изменению его поведения.

Вместо того, чтобы чувствовать себя застенчивым и сдержанным, получение такого дружеского представления может помочь им почувствовать себя более включенными и социально поддерживаемыми. Это пример того, как позитивные факторы окружающей среды могут оказывать благотворное влияние на индивидуальные мысли и поведение.

Самоэффективность и взаимный детерминизм

Взаимный детерминизм также связан с самоэффективностью , или уровнем веры человека в свою способность достичь своих целей. Самоэффективность представляет собой личный фактор в взаимном детерминизме.

Люди с высокой самоэффективностью более склонны быть уверенными в себе при решении проблем (поведение), а это значит, что они с большей вероятностью добьются успеха в различных ситуациях (окружающая среда).

В ситуациях, когда у кого-то низкая самоэффективность, например, если ученик в классе не верит в свою способность преуспеть, изменение аспектов среды может быть полезным. Например, учитель, который предлагает дополнительные поддерживающие ресурсы и поощрение, может способствовать успеху, что затем может улучшить успех и повысить чувство самоэффективности ученика.

Приложения для взаимного детерминизма

Взаимный детерминизм — это не просто теоретическая концепция, у нее также есть важные приложения в реальном мире. Понимая динамическое взаимодействие между индивидуумом, его поведением и его окружением, психологи могут лучше объяснять и решать проблемы, которые влияют на психическое благополучие.

Примеры применения взаимного детерминизма включают в себя:

  • Понимание наркотической зависимости : эта модель может помочь психологам лучше понять, как связи между личностными характеристиками, социальной средой и рискованным поведением могут способствовать употреблению веществ и наркотической зависимости. Осознавая роль каждого фактора, психологи могут разрабатывать более эффективные вмешательства, которые затрагивают каждый элемент, способствующий употреблению наркотиков и наркотической зависимости.
  • Управление психическим здоровьем : специалисты по психическому здоровью также используют взаимный детерминизм для понимания и лечения таких состояний, как тревожность и депрессия. Например, они могут рассмотреть, как человек с депрессией (личный фактор) может заниматься социальной изоляцией (поведением), что приводит к социальной изоляции (фактор окружающей среды), что затем приводит к ухудшению симптомов депрессии. Лечение часто направлено на то, чтобы разорвать этот цикл.
  • Улучшение обучения : Взаимный детерминизм также может быть использован для понимания того, как мышление , поведение и окружающая среда студента взаимодействуют, чтобы повлиять на академический успех. Например, помощь студентам в развитии более ориентированного на рост мышления может способствовать такому поведению, как обучение, которое также приводит к положительной обратной связи от учителя.

Вывод

Теория Бандуры представляла собой важный сдвиг от поведенческой перспективы к более социально-когнитивному подходу к пониманию поведения. Помните, бихевиористы предполагали, что именно окружающая среда почти полностью формирует индивидуальное поведение.

Между тем Бандура осознавал важность двунаправленной связи между людьми, их поведением и окружающей средой.

Это говорит о том, что, хотя люди, безусловно, подвержены влиянию окружающей среды, они также обладают способностью изменять свою ситуацию и обстоятельства посредством собственного выбора и поведения.